3, Январь 2017

Производная от экономики



Увеличение числа лизинговых контрактов свидетельствует об увеличении активности со стороны предприятий и росте инвестиций. Впрочем, по словам экспертов, отрасль еще не оправилась от дефолта крупных клиентов.

Признаки роста

Помнению экспертов, нароссийском рынке лизинга наметился устойчивый рост. Как говорится висследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), задевять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса увеличился на17% идостиг 450 млрдруб. Только втретьем квартале 2016 года стоимость имущества, переданного влизинг, составила около 175 млрдруб. (год назад данный показатель составлял 140 млрдруб.). Это позволяет участникам рынка надеяться нарост поитогам года. «Мы ожидаем прирост общего объема впределах 8–10%, при этом экспортно ориентированные отрасли, втом числе нефть,газ, лесопереработка ихимия, продолжают чувствовать себя комфортно засчет девальвации рубля иувеличения выручки»,— говорит генеральный директор компании «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев. Поего словам, вцелом нализинговом рынке ситуация лучше выглядит втех отраслях, где присутствует активная господдержка, так как государство остается важнейшим актором врегулировании экономической активности. Более того, повеличине портфеля, который равен около 3трлнруб., лизинговый сегмент является вторым после банковского.

Помимо этого рост рынка объясняется эффектом низкой базы. В2013–2015 годах объем лизингового бизнеса вРоссии упал на30%, витоге врэнкинге европейских лизинговых рынков отечественный опустился спятого на11-е место. Более того, вобъеме российского ВВП доля лизингового бизнеса за2015 год составила всего 1%, что на0,3 процентного пункта ниже уровня 2014 года. Таким образом, российский рынок оказался сопоставим стакими странами, как Испания, Турция или Италия, однако серьезно отстает отевропейских лидеров— Франции, Германии иВеликобритании, где лизинг занимает неменее1,8% отВВП. Напозиции российского рынка вмировом рэнкинге оказала влияние девальвация рубля: поданным RAEX, только из-за падения курса российской валюты объем рынка лизинга впересчете наевро сократился на26%.

«Сейчас лизинговый рынок растет опережающими темпами посравнению сэкономикой вцелом иосновными отраслями. Это может означать появление предпосылок кувеличению инвестиций вэкономике, повышению деловой активности ипреодоление дна кризиса сзаделом нарост производства в2017 году»,— говорит аналитик ГК«ТелеТрейд» Марк Гойхман. Поего словам, рынок поддерживают сокращение инфляции исвязанное сэтим падение ставок. «Можно предположить, что вцелом сохранится тенденция кросту, хотя ис меньшими темпами— примерно 10% в2017 году»,— говорит Гойхман.

Новые лидеры

Самое удивительное, что вусловиях кризиса лидерами пообъему лизинговых договоров стали прежде всего предприятия малого исреднего бизнеса: задевять месяцев они заключили контракты на270 млрдруб., или 60% новых контрактов (см. статью нас. 2). При этом ключевую роль, поданным RAEX, сыграл автолизинг, доля которого нарынке составила около 38%, тогда как раньше лидером рынка считался авиализинг. Это означает, что рынок толкают вперед прежде всего небольшие компании, заинтересованные вприобретении коммерческого транспорта, ане крупные авиаперевозчики. «Текущее состояние экономики вносит свои коррективы вработу компаний: волатильность курса рубля ибанкротство крупного авиаперевозчика «Трансаэро» изменили саму структуру рынка. Лучше всего дела обстоят всекторах, которые получают поддержку отгосударства, впервую очередь это авторынок исельское хозяйство»,— говорит региональный директор инвестиционной сети eToro вРоссии иСНГ Павел Салас. При этом хуже всех себя чувствует сегмент строительства, который заметно пострадал отпадения покупательной способности населения иослабления курса рубля. Более того, просевшими секторами Марк Гойхман называет лизинг оборудования для ЖКХ (сократился на75,6%) имедицинской техники (падение на29,9%), атакже лизинг энергетического иполиграфического оборудования, объемы которых снизились на48,1 и41,6% соответственно. «В качестве примера направлений, вкоторых ситуация складывается хуже, можно назвать строительный сектор. Практика показывает, что реализация крупных инфраструктурных проектов часто сопровождалась банкротствами ифинансовыми трудностями основных подрядчиков, заисключением небольшого количества игроков»,— подтверждает Гурам Кудрявцев.

Перспективным становится лизинг нетолько автомобильного транспорта, нои железнодорожного. Пословам Гурама Кудрявцева, этот сегмент выглядит достаточно привлекательно вперспективе ближайших двух-трехлет. Еще одной точкой роста эксперт называет сектор медицины, однако его развитию помоглабы отмена НДС подоговорам лизинга. «Медицинские активы продаются безНДС, тогда как лизинг считается услугой иНДС облагается. Эта ситуация непозволяет увеличить финансирование вмедицинском секторе»,— говорит Гурам Кудрявцев.

Неоднозначный прогноз

Одной изглавных проблем отрасли эксперты называют ухудшение качества активов, окотором свидетельствует объем реструктурированной задолженности. Пооценкам RAEX, этот показатель вырос загод коктябрю 2016 года с18 до20%. Согласно результатам опроса, проведенного RAEX среди лизинговых компаний, второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки покредитам. Навтором месте— нехватка платежеспособных «качественных» клиентов, натретьем— недостаток улизингодателей заемного финансирования. Втакой ситуации нарынке по-прежнему продолжают доминировать крупные государственные компании, накоторые приходится около половины всего рынка.

Попрогнозам RAEX, объем нового бизнеса в2016 году вырастет на17% исоставит около 640 млрдруб.: железнодорожный сегмент сократится на10%, объем авиализинга останется примерно науровне прошлого года, апрочие сегменты суммарно увеличатся на40% засчет ихнебольшого размера иэффекта низкой базы прошлого года. «В следующем году вполне можно ожидать сохранения позитивной тенденции нализинговом рынке вцелом. Автолизинг, скорее всего, останется главным драйвером, хотя вероятно некоторое снижение активности ввиду истечения срока госпрограммы. Рост насети РЖД может поддержать железнодорожный сегмент»,— говорит главный аналитик брокерской компании Global FXСергей Мельников. При этом, поего словам, лизинг строительной техники получит поддержку нафоне активной подготовки инфраструктурных объектов кчемпионату мира пофутболу 2018 года.

Источник